Положение-о-школьной-слежбе-медиации
План работы школьной службы медиации (примирения)

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.
Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда утопии. Один из способов решения конфликтных ситуаций – служба медиации.
Процедура медиации – способ решения спорных
ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения
компромисса.
Конфликты решаются с помощью стороннего
человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы
урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно.
Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные
документы для правового обеспечения деятельности посредника – медиатора.
Школьная медиация представляет собой демократический институт.
Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество
асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным
поведением возрастает.
В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного
взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их
негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся
среду.

Служба школьной медиации – эта служба, созданная
в образовательной организации и состоящая из работников образовательной
организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и
обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных
психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации
лежит: обеспечение формирования и обучения “групп равных” (“группы равных” –
это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному
подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении
споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для
распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и
старших школьников).
Обучение методу школьной медиации обучающихся и
подготовка “групп равных”. Формирование “групп равных” из учащихся
образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11
классы;
– использование медиативного подхода в рамках
работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании,
алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
– применение медиативного подхода, а также
технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними
правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных
органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав.

Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.

Состав службы медиации в ГБОУ школе №100
Руководитель службы медиации – Смирнова Наталья Борисовна (социальный педагог);
Медиаторы:
– Гущина Вера Николаевна – педагог-психолог;
– Гримченко Дмитрий Сергеевич – заведующий ОДОД;
– Золотарева Валерия Валерьевна – педагог-организатор;
– Матвеева Людмила Владиславовна – заместитель директора по УВР;
– Ивашкина Ксения Сергеевна – учитель математики;
– Резванов Сергей Васильевич – преподаватель ОБЖ.